
«Очистительная» кукла
В традиционной культуре существовали особые приёмы, как мы теперь говорим, энергетической очистки дома. В красном углу женщина хранила «очистительную» тряпичную куколку. Когда в семье случались ссоры, то женщина, оставшись одна, открывала окна и будто маленьким веником-куклой «выметала сор», из-за которого и происходили в доме разлады.
Существовали и календарные обрядовые куклы, облачённые в текстильную одежду, предназначенные для жертвоприношения разным богам. У каждой куклы было своё имя; Кострома, Морена, Купало, Ярило, Кроме этого, выделялись так называемые ритуальные куклы — «кукушка», «русалка», изображавшие мифологических персонажей весенне-летних обрядов. Эти куклы знаменовали переход к весеннему циклу. Делали их в виде чучела из веток, трав, цветов. Одевали их в ткани. С ними участники обряда обходили село, устраивали хороводы, игры. После чего «хоронили», «отдавали» богам, топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям, а взамен просили счастливой любви, хороших урожаев и здоровья.
«Масленица»
Это большая кукла с соломенными ручками и лицом. Делали её в конце зимы, в период масленичной недели. Такую куклу не хранили, но сжигали сразу же после изготовления, чтобы снять с себя накопившиеся за зиму неблагоприятные наслоения. Обрядовую куклу «Масленица» изготавливали из соломы или лыка и обязательно использовали дерево — тонкий ствол берёзы. Кукла непременно должна была быть одетой.
Кукла «Коляда»
Кукла «Коляда» была тряпичной, на основе крестовины Вся одежда на ней должна была быть белого цвета. Такую куклу с песнями носили из дома и дом, чтобы она принесла людям счастье и богатство.
«Купавка»
Кукла «Купавка» символизировала начало периода, когда дозволялось купаться. Эта кукла праздников Аграфепы Купальницы и Ивана Купала (ранее, по повсеместно бытовавшим поверьям, купаться было непозволительно). Куклу сплавляли но воде, при этом считалось, что тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды. Такое значение придавалось очистительной силе воды.
Порядок изготовления «Купавки» очень прост. Две палочки разной длины связывали крест-накрест. На верхней части креста укрепляли голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивали руки куклы. Фиксировали ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывали лямки сарафана из яркой ткани. Надевали на куклу юбку, платок, повязывали пояс, а на руки привязывали тесемки из ткани. Это была кукла одного дня. Она бытовала в Рязанской, Тульской, Владимирской и Калужской губерниях.
Кукла «Меланка»
На рождественские праздники колядующие обязательно брали с собой двух кукол — Меланку-мать и Меланку-дочь, Согласно народным представлениям Меланка приходит в новогоднюю ночь, очищает от всего дурного, приносит людям добро, истину, благополучие.
Вес остальные персонажи праздника Коляды (коза, медведь и др.) - её свита. Мсланку, как и другие куклы, делали очень просто, на основе обычной крестовины, только с двумя перекладинами, верхняя — побольше, а нижняя — поменьше.
На верхнюю перекладину (руки) навешивали ленты, тесьму, пояса. В качестве головы был лоскут, набитый соломой. На нижней перекладине закрепляли фартук с юбкой. Вокруг головы Меланки укладывали косу из мочала, лыка или соломы. Коса не должна была висеть, поскольку кукла изображала замужнюю женщину. На голову повязывали платок. Меланку-дочь делали так же, но волосы ей заплетали в одну косу, а на голову надевали венок. Кукла-мать представляла собой старый, уходящий год, а кукла-дочь — новый, только что начавшийся.
© |