Поиск по сайту

Праздники славян

В эфире

Сейчас 25 гостей онлайн
Женский, мужской и детские народные костюмы
Вниз
Ответить
Создать новую тему
Страница: 123
Сообщения темы: Женский русский народный костюм в разных губерниях
#528
Luba
Fresh Boarder
Постов: 1
graphgraph
Пользователь в оффлайне Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Женский русский народный костюм в разных губерниях 9 г., 4 мес. назад Репутация: 0
Да, очень красивые народные костюмы! Представляю себе сколько времени уходит на создание такого наряда,рукоделие это вам не на машинке прострочить...А ведь каждый еще для определенного события! А мне интересно какие свадебные платья у них были?!
Введите код   
Можно использовать BB-коды и смайлы
 
Reply Quote
#530
Людмила
Fresh Boarder
Постов: 6
graphgraph
Пользователь в оффлайне Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Женский русский народный костюм в разных губерниях 9 г., 4 мес. назад Репутация: 0
Какие замечательные костюмы! А фотографировал мастер!
Введите код   
Можно использовать BB-коды и смайлы
 
Reply Quote
#886
Василиса
Expert Boarder
Постов: 95
graphgraph
Пользователь в оффлайне Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Женский русский народный костюм в разных губерниях 9 г. назад Репутация: 2
Женская крестьянская одежда удивительно многообразна по покрою, орнаменту и колориту. Это многообразие слагалось в течение многих веков. Несмотря на это в одежде крестьянок различных областей, будь то Смоленщина или Орловщина, Мещерский или Озерный край, ясно прослеживаются единый тип покроя, общие приемы и способы украшений и мотивы орнамента, уходящие нередко своими корнями в далекое прошлое, в эпоху древней Руси.

В старинных видах русской народной одежды немало общего и с костюмом других славянских народов, в первую очередь с одеждой украинцев и белорусов.

У русских, как и у всех славян, основной частью женской одежды была рубаха, длинная, широкая, со сборками у ворота, а часто и внизу рукавов. Она кроилась из прямоугольных кусков ткани. На плечах обычно делались вставки — «полики» или «полика».

Такая часть южновеликорусской одежды, как понева, особенно распашная, в виде куска ткани, собранного и укрепленного на поясе при помощи шнура, имеет сходство с украинской плахтой и болгарскими престилками. Аналогию болгарским шерстяным сукманам находим и в наиболее старинном типе русского сарафана, без шва спереди. Его шили из перегнутого пополам полотнища шерстяной, реже льняной домотканой материи; вверху был вырез для головы, а по бокам — клинья. Таковы «саянские» сарафаны Курской, «шушуны» и «шушпаны» Псковской и Олонецкой, «костоланы» Тверской губерний.

Одежда была тесно связана со всем многовековым укладом и обычаями русской деревни, неписанными законами было установлено, какую одежду носить в будни, какую по воскресеньям, в престольные праздники, на свадьбу, при сборе урожая, по случаю похорон и траура.

Свободная и широкая, сделанная из прочных тканей, крестьянская одежда была хорошо приспособлена к выполнению различных сельскохозяйственных работ. Праздничное платье крестьянок за немногими исключениями по покрою было одинаково с будничным и отличалось лишь обилием вышитых и вытканных узоров, превращавших изделия из грубоватого домашнего холста или шерстяной ткани в драгоценные произведения народного искусства.

Готовя нарядную рубаху, деревенские рукодельницы показывали все, на что способны. Рукава, плечи и ворот, не закрытые сарафаном, расшивали красными нитками. Часто украшали и подол. У особых рубах, которые с пояском надевали на покос или жатву, его почти сплошь покрывал вышитый или тканый узор. Шли с песнями — ведь для крестьян сбор урожая не только тяжкий труд, но и великий праздник. В Олонецкой губернии бытовала нарядная плакальная рубаха, или махавка, с очень длинными и узкими рукавами. Невеста надевала ее в день свадьбы и, прощаясь с родителями, махала концами рукавов вокруг головы и по полу, причитая об ушедшем девичестве и будущей жизни в чужой семье.
Костюм русской крестьянки просто немыслим без головного убора. Ведь по древнему обычаю замужняя женщина не показывалась на людях простоволосой — это считалось большим грехом. Девушки могли не покрывать волос. Отсюда различие уборов: у замужней это глухая шапочка, у девушки — перевязка, оставляющая верх головы незакрытым.

Наиболее архаичный комплекс с понёвой включал специфический женский головной убор - кичку с сорокой, а также особые виды плечевой и нагрудной одежды: навершник, носов, костолан, шушпан или шушун, занавеску или запон, тогда как для сарафанного комплекса характерен кокошник, плечевая одежда типа душегреи или епанечки и нагрудная типа фартука, передника; казачий комплекс с кубельком, перенятый от народов Кавказа, иногда употреблялся с типичными для тюркских народов шароварами и вязаным колпаком или широким головным покрывалом. Комплекс с андараком, характерный преимущественно для однодворческого населения, заселявшего бывшие южные и юго-западные границы Российского государства и в социальном отношении стоявшего выше крестьянства, зачастую включал кичкообразный кокошник, шнуровку, напоминающую дворянский корсаж, разные типы кофт, "прижимки" и т.п.

О головном уборе замужней женщины — кичке следует сказать особо. Это целое сооружение, состоявшее порой из десяти частей, а по весу достигавшее семи килограммов. Сначала надевали собственно кичку — холщовую шапочку на вздержке с твердым остовом. В передней части ее нередко возвышались рога (Кое-где ее называли «сорокой» — по верхней части, напоминающей в разложенном виде птицу с крыльями.). Видимо, они связаны с какими-то весьма древними представлениями, ибо раскопанные в Киеве глиняные женские фигурки тоже имеют двурогие уборы. Поверх кички надевали расшитые золотом или бисером налобник, позатыльник, сороку, наушники... Как ни странно, русские женщины долго не хотели расставаться со всем этим.

Комплексность женского костюма связана не только с территориальным делением, но и с возрастными градациями: девушки повсеместно носили открытые головные уборы типа повязок, замужние женщины до рождения первого ребенка, молодухи, надевали кокошники; рожавшие женщины носили кички или кокошники; понёва сменяла сарафан по достижении половой зрелости, а иногда и при свадебном обряде, а кое-где в районах бытования понёвы старухи снова надевали [ur=http://www.krupenichka.ru/27/863.html/]сарафаны[/url]. Разумеется, четких границ между комплексами не было: кое-где в южных губерниях например, в Курской, бытовал и женский сарафан, как и кичкообразный кокошник, а кое-где в северных губерниях, например, в Олонецкой, употреблялась копытообразная кичка; в области же Войска Донского наряду с кубельком носили и сарафаны, и понёвы.

Великолепны праздничные кокошники северянок, расшитые золотной нитью и речным жемчугом (до XVIII века Русь им была очень богата). Своей формой они походили на распушившуюся курочку, но кое-где имели иные очертания. Скажем, нижегородские — с высоким гребнем в виде полумесяца или островерхие костромские. Нарядная девичья коруна действительно напоминала старинный царский венец с причудливыми зубцами, которому вторил парчовый косник, также отделанный жемчугом и шитьем. В будни девушки носили ленточку или платок.
Введите код   
Можно использовать BB-коды и смайлы
 
Reply Quote
#906
Василиса
Expert Boarder
Постов: 95
graphgraph
Пользователь в оффлайне Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Женский русский народный костюм в разных губерниях 9 г. назад Репутация: 2
Костюмы, бытовавшие в разных губерниях, уездах, часто обладали ярко выраженными местными чертами. Они проявлялись в манере ношения костюма, в количестве входивших в его состав предметов, в цветовой гамме, покрое, характере украшений. Так, например, костюм с сарафаном, бытовавший в северо-западных губерниях Европейской России - Архангельской, Вологодской, Олонецкой, - заметно отличался от костюма с сарафаном, который был распространен в северо-восточных губерниях -Вятской, Пермской. Костюм русских старообрядок Алтая, также состоявший из рубахи, сарафана, пояса и т. д., обладал рядом черт, делавших его достаточно самобытным. Различия можно было проследить и на отдельных предметах одежды: рубахах, кокошниках, передниках, душегреях и т. д. Так, кокошник, цельный твердый головной убор, включавшийся в костюм с сарафаном, был различен в разных районах: в Торопецком уезде Псковской губернии - это головной убор с конусообразным верхом - "рогом", украшенный по очелью "шишками", в Тверской губернии - высокая шапка с плоским верхом, небольшими наушниками и поднизью, спускавшейся на лоб, в Костромской — головной убор с высоким треугольной формы очельем, украшенным золотной вышивкой, бисером, жемчугом и т. п.

Особенно большое количество локальных вариантов прослеживается в южнорусском комплексе одежды с понёвой, где они проявлялись даже на уровне села. Этнографы XIX века отмечали, что место жительства крестьянки, приехавшей в город на ярмарку, определялось с первого же взгляда по ее костюму: орнаменту рубахи, цвету и манере ношения понёвы, цвету пояса, способу завязывания обор лаптей и другим деталям одежды.
Введите код   
Можно использовать BB-коды и смайлы
 
Reply Quote
#955
Василиса
Expert Boarder
Постов: 95
graphgraph
Пользователь в оффлайне Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Женский народный костюм Московской губернии 8 г., 9 мес. назад Репутация: 2
С изменением семейного положения менялся и женский гардероб. Незамужние юные девушки одевались в рубахи. С наступлением зрелости, а также после вступления в брак в гардеробе молодух появлялась понева — самая древняя деталь женского гардероба, которая укреплялась на талии

С изменением семейного положения менялся и женский гардероб. Незамужние юные девушки одевались в рубахи. С наступлением зрелости, а также после вступления в брак в гардеробе молодух появлялась понева — самая древняя деталь женского гардероба, которая укреплялась на талии

с помощью шнура. Позднее их заменили юбки и сарафаны. В отличие от юбки, поневы шились из трех полотнищ разного цвета. Два полотна могли быть синего или красного цвета, а одно полотно, спереди, обязательно белым.

Поверх поневы повязывался передник. Он был одной из важных частей женского костюма. Даже беглого взгляда на передник хватало, чтобы прочесть всю информацию о женщине. Информация о минувшей жизни читалась по вышивке на подоле, свои желания и тайные мечты женщина выражала в орнаментах ближе к поясу, как бы приближая их к сердцу. Гаким образом, передник можно отнести к своеобразному образцу гражданского паспорта.

Поневу со временем вытеснил более удобный наряд — сарафан. К середине XIX века понева сохранилась лишь у крестьянок, живших на юге Московской губернии.

Сарафаны горожанки носили уже в XVI веке. Есть мнение, что название сарафану дала мужская одежда.

Когда в южном Серпуховском уезде еще круглый год носили разноцветные шерстяные поневы, то в Бронницах, что на юго-востоке губернии, уже повсеместно вошли в моду сарафаны, а крашеные поневы можно было встретить лишь летом. В прочих уездах — от Клина до Звенигорода — в будние дни крестьянки ходили в синих сарафанах, на праздник надевали сарафаны китайчатые. Зажиточные рядились в одежды кумачовых расцветок.

В Московской губернии из пяти видов существовавших в то время сарафанов носили два. Один назывался саян или кумашник. Он имел косоклинную форму, мог быть как на распах, так и сшитый спереди. Немного позже появился прямой сарафан на лямках, который на территории уездов Московской губернии называли круглым, а за ее пределами — московским.

Сверху на сарафан надевали душегреи. Особо популярны они были в Калязинском уезде. Ближе к Первопрестольной предпочитали телогрейки и шубейки вне зависимости от сезона.
Введите код   
Можно использовать BB-коды и смайлы
 
Последнее редактирование: 05.02.2012 15:36 Редактировал vasilisa.
Reply Quote
#959
Василиса
Expert Boarder
Постов: 95
graphgraph
Пользователь в оффлайне Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Женский русский народный костюм в разных губерниях 8 г., 8 мес. назад Репутация: 2
В зимнее время женщины из богатых семей поверх телогреи надевали еще шубу из овчины, покрытую тканью. Поскольку обшивать шубу стоило очень дорого, то бедные крестьянки носили шубы непокрытые.

В Коломенском уезде носили нагольные шубы, то есть без верхнего покрытия китайкою или камкою, а сверху натягивали суконный шушун.

В Московском уезде, где уровень жизни всегда был выше, крытые шубы не являлись признаком благосостояния, и в них ходили практически все, лишь по праздникам женщины надевали шубы из заячьего меха, покрытые дорогой китайкой.

Головной убор во все века оберегал женщину от потусторонних сил. Он же представлял собой связь с Всевышним, небом и светилом. Названия головных уборов подчеркивают стремление женщины возвыситься над миром: кокошник, получивший свое название от слова «кокошь» — петух, кичка — так в давние времена называли утку, и сорока.
Введите код   
Можно использовать BB-коды и смайлы
 
Reply Quote
Вверх
Ответить
Создать новую тему
Страница: 123
получить последние сообщения прямо на Ваш рабочий стол




 
Поделиться в соцсетях:

Вход



Народная мудрость:

Умный научит, дурак наскучит.
Еще >>
Какая кукла Вам помогла?