Поиск по сайту

Праздники славян

В эфире

Сейчас 67 гостей и 1 пользователь онлайн
Крупеничка Интересное Всяко разно Традиционная русская вышивка

Традиционная русская вышивка

Печать
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 
14.10.2014 08:53

Традиционная русская вышивка

По всей России получила широкое распространение русская традиционная вышивка. Она является ярким представителем древнейшего вида декоративно-прикладного искусства. Русскую традиционную вышивку применяли для различных целей. С ее помощью могли украшать скатерти, подзоры и полотенца, праздничные и повседневные костюмы, а также церковное облачение и утварь. Данный вид вышивки отличался от других большим разнообразием орнаментальных мотивов, а также техническими приемами исполнения. Благодаря этому, традиционную русскую вышивку целесообразно разделить на 2 группы.

К первой группе относятся те вышивки, которые выполняли с помощью счета нитей ткани, благодаря чему они тесно связаны с ее структурой. Такие вышивки называются счетными, которые в свою очередь делятся на верховые и ажурные. Ажурные (сквозные) вышивки – это те вышивки, в которых швы накладываются по разреженной ткани. Такие швы называются строчкой.

Верховые швы, как и ажурные, выполняются также по счету нитей. Разница в том, что верховые делаются по цельной, а не по разреженной ткани. Двухсторонний шов является самым популярным видом счетной верховой вышивки, он делается маленькими стежками. Узор выбирается цветной, чаще всего красный. На поверхность белого холста он ложится очень тонким кружевом. При этом, рисунок одинаковый с обеих сторон ткани. Такой тип вышивки имеет несколько подвидов: роспись, клетка, шашка и т.д. Он был очень распространен в Архангельской, Вологодской, Олонецкой, Тверской и Новгородской губерниях. Помимо геометрических узоров, вышивали росписью изображения птиц, зверей, женских фигур, всадников. При украшении полотенец, подзоров и рубах мастерицы , чтобы добиться большей выразительности узора, объединяли роспись и с иными видами счетной вышивки (гладь или набор). С помощью шва «вперед иглу» ткань покрывается рядами стежков, которые плотно прилегают друг к другу. Что касается счетной глади, то здесь стежки, которые заполняют орнаментальную форму, ложатся плотно друг к другу параллельными рядами. Такой вид вышивки получил широкое распространение в городе Каргополь Архангельской области, а также в Орловской и Рязанской губерниях. Помимо названных вышивок, к счетным также относят крест, косую гладь.

Ко второй группе относят те вышивки, в которых швы не зависят от структуры ткани, будь то тамбур, швы, которые используются в золотом шитье, свободная или владимирская гладь.

Владимирская гладь ложится на лицевую сторону ткани с помощью толстой красной нити, добавляют также синие, желтые и зеленые нити. Контур рисунка образуется мелкими стежками со стороны изнанки. Когда вышивают листья, стежки плотно ложатся в двух направлениях от направления листа. В цветах веерообразно они идут от центра к краям. С помощью сетки или набора заполняют середину цветка.

Основным типом мстерской вышивки является свободная гладь, которая выполняется с помощью белой нити. И выполняется они по белым тонким тканям, например на батисте. С помощью частых стежков «вперед иглу» прометывают вначале контур рисунка. Далее крупными стежками делают настил, а затем его полотно покрывают параллельными стежками. В результате таких действий, выходит разнообразный по фактуре, выпуклый узор. Вышивка стягами всегда сочетается с белой гладью. Такая вышивка придает ажурность и особую легкость растительным узорам.

Тамбур – это шов в виде цепочки, чьи звенья заходят одно на другое. Такой шов в 19 веке получил широкое распространение. Вышивали тамбуром по фабричным тканям или по холсту, в основном, с помощью иглы или крючка. Именно мастерицы Ярославской, Костромской, Тверской и Олонецкой губерний использовали тамбурные швы.

Еще одна разновидность свободной верховой вышивки – это золотое шитье, которая являлась одной из наиболее технически совершенных и известных видов русской вышивки, которая выполнялась металлической нитью. Чтобы изготовить праздничные девичьи и женские головные уборы использовали вышивку на плотной бумаге (бархат или шелк). Использовали при этом золотую или серебряную нить, а также добавляли фольгу, цветные стекла, перламутр и жемчуг. Такая техника применялась и с использованием дорогостоящих камней древнерусскими мастерицами, когда они изготавливали шитые оклады для икон, церковное облачение, предметы церковного обихода – пелена, плащаницы, а также парадные платья для русской знати. Золотое шитье применялось в Нижегородской, Костромской, Вологодской и Олонецкой губерниях для того, чтобы украсить отдельные элементы праздничных женских костюмов (платки, сарафаны, душегрей и т.д.).

 

Добавить комментарий

Запрещается оставлять комментарии не относящиеся к тематике сайта.


Защитный код
Обновить


Анти-спам: выполните задание




 
Поделиться в соцсетях:

Вход



Народная мудрость:

Пока молод – нипочем холод.
Еще >>
Какая кукла Вам помогла?