Поиск по сайту

Праздники славян

В эфире

Сейчас 65 гостей онлайн

Материал для изготовления текстильных (тряпичных) обрядовых кукол

Печать
Рейтинг пользователей: / 5
ХудшийЛучший 
09.03.2011 08:44

Материал для изготовления текстильных кукол

Основные текстильные народные обрядовые предметы изго­тавливали из новины — нового полотна. Это было обязательным условием.

В то же время текстильные обрядовые куклы изготавливали и из целых кусков изношенной одежды. Здесь речь должна идти помимо всего прочего о тканых несшитых изделиях, так как куклы изготав­ливаются без помощи иголок. Кроме того, «ткань», в данному случае, является здесь символом: её свойства как материального предмета отступают на второй план. Знаковое содержание ткани определя­ется разными факторами. Среди них: технология изготовления, обыденное применение, внешний вид и структура. Ткань как ма­териал воплощает определённый порядок, систему, что весьма соответствует переходному характеру обрядов человека.

В традиционных текстильных куклах концентрируется весь предыдущий практический художественный и философский опыт славянского народа. По законам народной жизни отслужив­шая вещь вновь включалась в круговорот жизни. Так, считалось, что ношеная ткань содержит в себе частичку жизненной силы че­ловека. Помимо прочего, здесь ярко прослеживается и роль жен­щины — мастерицы, творца, хранительницы традиций, подчерки­вается её изначальная бережливость.

Сам процесс изготовления обрядовой текстильной куклы символизирует выделение объекта из мира Природы. В замкну­том цикле ткань приобретает новые вещественные качества, подчиняясь общим законам народного искусства. Из изношен­ной бесформенной ткани «рождается» кукла, и таким образом ткани придаётся новое качество. Изношенные вещи рвали на аккуратные полоски, квадраты, олицетворяя переход от хаоса к порядку. Куски ткани складываются в систему, что придаёт изделию целостность.

Из скруток создаётся образ человека или мифологического образа. Действительно, многие славянские тряпичные куклы делают путём скручивания в рулончик полосок ткани. Та­кая технология изготовления выбрана не случайно: скручивание передает образ слоистого устройства так называемых тонких тел человека, образ постепенного воплощения в Срединном мире. В этом находят своё отражение представления о множественных слоях личности, подчёркивается повторяемость многих явлений окружающего мира.

Кроме того, существенную роль играет податливость материа­ла, ткани, что позволяет довольно просто и быстро сделать куклу: порвать ветхую ткань, скрутить, завернуть, завязать. Поэтому-то наиболее распространены «Пеленашки», «Столбушки», «Лихо­манки», кукла «на веретене» и т. п. куклы, в основе которых — свёрнутая в рулон ткань. В основе конструкции кукол «Бессонни­ца», «Вепсская» и др. лежат куски ткани, напоминающие по форме квадрат, основной элемент славянского орнамента.

Ткань по краю не обрабатывали, подчёркивая тем самым связь куклы с миром хаоса. Иначе говоря, куклы находятся на границе между этим миром и тем.

Куклу можно очень просто разобрать и превратить обратно в ткань.

Изначально использовали ткань традиционных для славянских народов цветов — белого, красного, чёрного.

Продуцирующая семантика красного реализуется в свадебном обряде, в календарно-хозяйственной обрядности, где символи­зирует изобилие, плодородие. Так, красной пряжей, ниткой или платком подвязывают последний сноп. В родильных обрядах крас­ный цвет выступает как символ жизни, здоровья — красной нитью перевязывали пуповину.

Ритуальная функция белой ткани происходит из представле­ний о её символической чистоте, правильности, порядке, ведь ткань произведена по очень строгим правилам. Кукла является медитативным предметом (с ней общаются, через неё просят), по сути - посредником между миром земным и миром «иным». Кукла — способ соединения сфер жизни и смерти. С появле­нием в жизни народа новых промышленных тканей яркой рас­краски обрядовая кукла стала ярче. Её стали наряжать в яркие куски ситца.

Существовали особые обрядовые куклы, сделанные только из ниток, — «мартинички». Это две куколки белого и красного цвета, соединённые между собой скрученным из белой и красной ниток шнурком.

При изготовлении кукол часто использовали символические наполнители — зерно («зерновушка»), золу из родового зольника, льняное волокно...

В качестве основы при изготовлении текстильных ритуальных кукол применяли различные предметы: ложки, веретено, навой, скрученную солому, лыко, траву, клювы птиц и др.

Подготовленную основу наделяли атрибутами женской силы; одеждой, головой, грудями, иногда символически обозначали руки. Все составные элементы куклы крепились к основе нитка­ми, поясками, без употребления игл. В куклах-закрутках ткань закрепляли нитками на талии, а также ниткой выделяли верхняя треть — голова.

©

 

Добавить комментарий

Запрещается оставлять комментарии не относящиеся к тематике сайта.


Защитный код
Обновить


Анти-спам: выполните задание




 
Поделиться в соцсетях:

Вход



Народная мудрость:

Родной куст и зайцу дорог.
Еще >>
Какая кукла Вам помогла?